Инвентаризация основных средств
Инвентаризация основных средств (ОС) и товарно материальных ценностей (ТМЦ) — это метод контроля за сохранностью имущества предприятия, а так же актуальностью отражения данных в бухгалтерском учете. Инвентаризация позволяет своевременно выявить и исправить расхождения между фактическими данными, полученными в результате проведения инвентаризации, и данными бухгалтерского учета. Инвентаризация ОС и ТМЦ является важной частью системы управления активами предприятия (Еnterprise asset management — EAM).
Цель инвентаризации — достоверная и полная финансовая отчетность предприятия.
Результатом инвентаризации является — учтенные и сохраненные материальные активы предприятия.
Результатом инвентаризации является — полная и достоверная финансовая отчетность предприятия.
Основные задачи инвентаризации:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- определение излишков и недостачь;
- проверка условий эксплуатации основных средств;
- выявлнеие неиспользумемых объектов, а так же непригодных для использования.
Виды инвентаризации:
- Плановая
- Выборочная
- Внезапная
Для проведения инвентаризации ОС назначается инвентаризационная комиссия. Инвентаризации подлежат все материальные активы компании независимо от их местонахождения. Инвентаризации подлежит имущество, принадлежащее другим предприятиям (полученное в аренду или на хранение), и имущество, находящееся за пределами предприятия (сданное в аренду или на хранение). Инвентаризация имущества производится по его местонахождению в разрезе материально ответственных лиц.
До начала инвентаризации проводится проверка:
- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- технических паспортов или другой технической документации;
- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
Действия по проведению инвентаризации:
- осмотр физического наличия объектов инвентаризации;
- маркировка объектов инвентаризации;
- составление инвентаризационных описей отдельно для каждого вида ОС;
- составление сравнительных ведомостей;
- ведение инвентарных карточек;
- отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Автоматизация инвентаризации основных средств решается и упрощается с помощью технологии штриховых и QR кодов, а так же RFID-меток. Для сбора информации применяется терминал сбора данных (ТСД), с помощью терминала можно оперативно получить информацию об объекте, а так же, считав метку, подтвердить фактическое наличие. Для маркировки применяются различные виды этикеток, бирок, наклеек и RFID-меток. Штриховые коды печатаются с помощью принтеров этикеток. Если для ведения учета вы используете программу BAS, тогда для инвентаризации рекомендуем использовать ТСД с ПО Mobile SMARTS — драйвер инвентаризации основных средств с помощью ТСД MS-1C-INVENTORY-CHECKING-DRIVER. Электронная лицензия на один терминал сбора данных.