Автоматизация пропускного контроля автотранспорта
Цели автоматизации пропускного контроля автотранспорта
- Учет автотранспорта и грузов.
- Диспетчеризация.
- Управление очередью.
- Доказательная база не фиктивности операций.
- Ускорение операций учета и контроля.
- Уменьшение ручных операций и снижение «человеческого фактора».
- Планирование работы транспорта и обработки грузопотоков.
- Упрощение работы для сотрудников.
Система автоматизации пропускного контроля автомобильного транспорта, как правило, не является системой «сама в себе». Она, обычно, интегрируется с другими системами контроля и учета на предприятии: 1С:Предприятие, web-портал для заказчиков, пробоотборники и автовесовые. Идентификация транспорта может быть выполнена на различных технологиях или их комбинации.
- Штриховые коды.
- QR коды (2D).
- RFID.
- Распознавание автомобильных номеров.
У каждого варианта идентификации транспорта есть свои достоинства и недостатки. Какой вариант лучше выбрать или какие технологии совместить можно определить в результате предпроектного обследования объекта и формирования технического задания. Желательно использовать два варианта. Например, сейчас на современных автоматических парковках используют сразу два варианта: картонный билет со штриховым кодом и автоматическое распознавание автомобильного номера. На крытых паркингах, как правило, неизменяемые условия освещения. Это позволяет в полной мере воспользоваться достоинствами система распознавания автомобильных номеров. При заезде формируется талон со штриховым кодом, в этот момент происходит распознавание номера (на билете печатается номер автомобиля). Далее талон необходим только для оплаты услуг паркинга. При выезде система распознавания автомобильного номера проверит оплату и поднимет шлагбаум.
На предприятиях свои автомобили могут быть промаркированы RFID метками, а водители транспорта поставщиков могут использовать талоны с линейными или QR-кодами. Свой автомобиль может проезжать КПП, автомобильные весовые, пробоотборники с минимальными затратами времени. Без необходимости участия водителя в операциях контроля и учета.
Важно, что в случае выхода из строя RFID системы, а такие случаи бывают (особенно после сильных гроз), можно быстро переключиться на учет своего транспорта по штриховым кодам.
Фото и видеофиксация — необходимые элементы системы пропускного контроля. Они предоставляют объективную информацию для разбора внештатных ситуаций, а также предотвращают претензии контролирующих инспекций в отношении фиктивности товарно-транспортных операций. В дополнение к основной системе автоматизации пропускного контроля транспортных средств, осуществляется фотофиксация и видеофиксация, а также определение массы транспортных средств (и грузов), въезжающих на территорию предприятия.
Для каждого предприятия алгоритм, схема работы и документооборот разрабатывается индивидуально. Это связано как с территориальным расположением контрольно-пропускных пунктов (КПП) предприятия, так и с остальными подразделениями, которые взаимодействуют с КПП: автомобильная весовая, железнодорожная весовая, лаборатория, места выгрузки сырья (комплектующих), места погрузки готовой продукции, отдел логистики и торговый дом.
Усредненный алгоритм работы системы
- Оформление договорной документации.
- Авторизация на web-портале.
- Подготовка продукции к отгрузке.
- Создание заявки на пропуск, внесение данных о дате, грузополучателе, наименование, объем планируемой к поставке продукции.
- Проверка соответствия информации договорной документации.
- Проверка пропускной способности грузополучателя.
- Присвоение пропуску QR-кода (и/или штрих-кода).
- Поставка ТМЦ на предприятие.
- Сканирование пропуска с получением предварительных данных с web-портала.
- Сопоставление фактической информации с данными в системе сотрудниками КПП.
- Планирование очереди.
- Допуск на территорию с адресом назначения: автомобильная весовая, место погрузки-выгрузки.
- Взвешивание транспорта на автомобильной весовой с регистрацией данных и фото- видеофиксацией.
- Разгрузка/загрузка продукции.
- Взвешивание транспорта на автомобильной весовой с регистрацией данных и фото- видеофиксацией.
- Сканирование пропуска на КПП и проверка цепочки оформления документации и операций взвешивания.
- Выезд с территории.
Важным требованием, которое должно закладываться в условия технического задания, является возможность быстрого разблокирования проезда. Автоматические ворота, шлагбаумы и прочие ограничители проезда должны иметь возможность быть быстро разблокированы. Это очень важно с точки зрения техники безопасности и охраны здоровья — проезд автомобилей скорой помощи и МЧС на территорию предприятия должен быть максимально упрощен. Сотрудники предприятия должны иметь возможность быстро разблокировать проезд как с помощью электроники, так и механическим способом. Еще важным дополнением является рекомендация «без фанатизма» в блокировках и ограничениях.
Автоматизация операций учета и контроля должна облегчать жизнь и работу всем сотрудникам. Если номер автомобиля не распознается, тогда должна быть предусмотрена операция ручного ввода с привязкой фотографии автомобиля и номера, а не блокирование записи. Специалисты компании «Восток» встречались с ситуациями, когда фанатизм сотрудников службы безопасности привел к тому, что водитель автомобиля, которого взад-вперед гонял весовщик, вышел из автомобиля, вытащил весовщика через окошко и выбил несколько зубов, а затем уехал. Последовали разбирательства и негатив. Чтобы избежать таких ситуаций, в системе должны быть «мягкие» ограничения. Фиксируется факт отклонения от нормы и передается сообщение сотруднику, который выполняет функции диспетчера. Он дополнительно проверяет событие.
В качестве платформы для построения системы автоматизации пропускного контроля автотранспорта или ее элементов могут использоваться:
- промышленный сетевой контроллер;
- web-сервер;
- BAS-ERP (1С:Предприятие).
Базовой платформой чаще всего является промышленный сетевой контроллер, хотя основные модули можно прописать и на web-сервере, и на 1С. На каждом предприятии необходимо проводить бизнес-анализ, в какой комбинации и на какой платформе лучше выполнять старт проекта. Зачастую, необходимо использовать все три платформы.
Промышленный сетевой контроллер выполняет обработку информации непосредственно в местах эксплуатации, обеспечивает согласование работы с исполнительными устройствами, оборудованием идентификации, контроля и измерения (например, автомобильными весами, датчиками положения).
Web-сервер обеспечивает взаимодействие с внешними контрагентами (заказчиками и поставщиками). Они могут самостоятельно регистрировать доставку в системе, оформлять предварительный пропуск, контролировать очередь и состояние заказов.
BAS-ERP (1С:Предприятие) работает как основная система оперативного и управленческого учета, взаимодействуя, при этом, с web-сервером и промышленным сетевым контроллером.