Автоматизация процессов учета и контроля в торговых сетях
Современные магазины и торговые сети представляют собой сложную систему складов, требующую оперативного учета продаж и перемещений товаров. Без автоматизации учета движения товаров и денег достигнуть успеха в этом бизнесе достаточно сложно.
Темп современного бизнеса не позволяет откладывать процесс регистрации движения товаров. Более того, автоматизация в торговле важна не только как средство тотального учета товара в интересах владельцев бизнеса, но, прежде всего, в интересах покупателей как средство улучшения скорости и качества обслуживания, освобождения времени продавца, чтобы свободно общаться с покупателем.
При организации учета в торговой сети важную роль играют программные и технические средства автоматизации, а так же обеспечение маркирования всего товара, который поступает в продажу. Обычно только часть товара имеет штрих-кодовую маркировку, выполненную производителем. Для не маркированного товара торговая сеть должна сама сформировать штрих-код и прикрепить его к товару. Это можно сделать с помощью специализированного торгового оборудования: принтеры этикеток, сканеры штрих-кодов, терминалы сбора данных.
Две схемы снабжения
С точки зрения автоматизации торговой сети, каждая торговая точка — это автономный центр регистрации движения товара и денег с возможностью передачи данных на центральный сервер торговой сети. В таких торговых сетях встречается две основных схемы снабжения товаром: централизованное и децентрализованное снабжение.
Централизованное снабжение является предпочтительным для автоматизации учета, поскольку обеспечивает единое маркирование товара на центральном складе. При таком снабжении требования к информационным системам на торговых точках существенно ниже, чем при децентрализованном снабжении. На торговую точку поступает уже подготовленная информация о товаре в виде накладных внутренней передачи, а товар уже маркирован и готов к продаже. Такая система снабжения обязывает вводить на предприятии штриховое кодирование документов.
Децентрализованное снабжение требует от системы автоматизации обеспечения регистрации поступающего товара, при необходимости — его маркирование штрих-кодом. Присвоенный товару штрих-код уникален в пределах всей торговой сети.
Распределенная информационная система торговой сети должна обеспечивать единую накопительную систему скидок и единую политику скидок, возможность перемещения товаров между любыми торговыми точками сети, передавать данные о продажах на центральный сервер и получать обратно информацию о ценах, новых товарах, клиентах и суммах их покупок на других торговых точках. Сервер торговой сети накапливает информацию о работе всех торговых точек, ведет единый финансовый учет по каждой торговой точке, при необходимости, обеспечивает единое ценообразование, рассчитывает прибыльность точек.
Накопительные скидки сделают покупателя постоянным клиентом.
Острая конкурентная борьба за покупателя, как правило, ведется именно с помощью привязки покупателя дисконтной картой. Поэтому, в торговле промышленными товарами обязательно должна существовать система скидок, которая привлекает и стимулирует активность покупателей. Дисконтные карты делают покупателя постоянным клиентом магазина. Именно этот психологический трюк делает покупателя постоянным клиентом. При этом, важно не просто наличие дисконтной карты с постоянной скидкой, а наличие в магазине накопительной системы скидок, которая стимулирует покупателя делать покупки именно здесь, постепенно зарабатывая увеличение скидки для себя. Однако, организовать накопительную систему скидок возможно только при условии автоматизации учета товара и клиентов.
Для ускорения работы дисконтная карта, так же как и товар маркируется уникальным штрих-кодом, позволяющим быстро обрабатывать ее сканером и автоматически рассчитывать размер скидки в соответствии с существующей в торговом предприятии политикой скидок.
Быть конкурентоспособным
Ничто так сильно не раздражает нашего покупателя, как необходимость ждать своей очереди, поэтому ускорение обслуживания всегда оправдано и окупает затраты. Автоматизация учета играет в этом процессе ведущую роль. Основной инструмент для продавца – сканер штрих кода. Он позволяет выбрать товар со склада, определить процент скидки клиента по его дисконтной карте и, в случае возврата, автоматически определить список возвращаемого товара по товарному чеку.
При таком подходе процесс освоения работы с программой для продавцов не представляет сложностей. Знание остатков товара на складе по определенному поставщику позволяет легко сделать заказ заканчивающегося товара. Кроме этого, автоматизация дает продавцу необходимую степень информированности о наличии нужного покупателю товара, размера, цвета, материала, сезона, производителя, коллекции.
В целом эффект от автоматизации учета в торговой сети достигается за счет ведения точного количественного учета товара, снижения краж и повышения ответственности персонала, ускорения обслуживания покупателей, снижения степени загруженности продавцов, увеличения товарооборота и прибыли. Все это повышает престиж и конкурентоспособность торгового предприятия.
Самым важным фактором успешной автоматизации торгового объекта (сети) является оптимальный подбор решения (программного обеспечения и оборудования), которое должно полностью соответствовать бизнес-процессам Заказчика. Т.е. правильная оценка текущих бизнес-процессов (для существующего торгового объекта) и правильное понимание изменений в них, которых необходимо достичь путем автоматизации, а также правильное временное и ресурсное планирование самого внедрения — это и есть формула успеха для ритейлера в процессе автоматизации.
Еще одним немаловажным фактором при выборе решения для автоматизации является сумма затрат для поддержания решения в работоспособном состоянии и оценочная недополученная прибыль при выходе решения из строя (сколько ресурсов нужно тратить на то, чтобы все работало, и сколько потерь понесет ритейлер в случае, если что-то не работает). Требования ритейлеров к оборудованию достаточно просты: умеренная стоимость, достаточный функционал, локализация (возможность применения в Украине), интегрируемость (возможность связки оборудования с системой управления торгового объекта), невысокая стоимость владения (низкий процент выхода из строя и быстрое устранение проблем), высокий уровень поддержки в любой точке Украины, осуществление оперативного гарантийного и постгарантийного ремонта.
Проекты по автоматизации торговых объектов можно условно разделить на два типа:
- комплексная автоматизация — когда автоматизируются практически все процессы торгового предприятия: от приемки товара от поставщика и до продажи его покупателю;
- частичная автоматизация — автоматизация отдельных бизнес-процессов в торговом предприятии.
Обратите внимание! Автоматизация учета в магазине направлена на то, чтобы оперативно отражать существующее положение дел, помочь улучшить контроль над осуществляемыми процессами, происходящими в магазине. Автоматизация магазина помогает добиваться того, чтобы процессы выполнялись точно так, как они задуманы, не давать изменять их, исключить, где это возможно, человеческий фактор, а также не позволять теряться товарам и деньгам. Системы автоматизации призваны помочь ускорять процессы. Как таковые они не могут сами создавать и корректировать эти процессы. Если вы запланировали автоматизацию магазина, рекомендуем прочесть статью ERP-системы — волшебная таблетка или инструмент для работы?
Компания «Восток» предлагает комплексные решения по автоматизации торговли, учета и бухгалтерии, поставляет компьютерную и офисную технику, системы связи и безопасности для предприятий Украины. При необходимости специалисты нашей компании интегрируют оборудование и программное обеспечение в единую комплексную систему учета и видеонаблюдения.
Система видеоаналитики повышает эффективность практически любого бизнеса.