Автоматизация учета в библиотеке
Автоматизация учета в библиотеке
Библиотеки различаются по видам и типам. Государственные, национальные, муниципальные, частные, учебные (вузовские, академические, школьные), личные (семейные), публичные, отраслевые (медицинские, технические, сельскохозяйственные, корпоративные). В настоящее время идет активная оцифровка книг, журналов, технической и специализированной документации. Библиотеки все больше получаются смешанного типа на традиционных носителях и в цифровом виде. Некоторые книги сейчас не печатаются на бумажном носителе и доступны только в электронном виде.
Учет в библиотеке – это комплекс мероприятий и операций, который обеспечивает фиксирование фактических сведений об объеме, составе и движении библиотечного фонда. Учет библиотечного фонда включает регистрацию обновления фонда, присвоение инвентарных номеров, маркировку, инвентаризацию, оценку стоимости, реставрацию, списание и подведение итогов движения библиотечного фонда.
Использование новых информационных технологий и технический прогресс во всех сферах жизни не оставили в стороне и библиотеки. Библиотеки кроме обычных задач учета: приход, оборот, инвентаризация, реставрация, списание сталкиваются с рядом специфических для библиотек проблем.
- Читатели долго стоят в очереди, чтобы получить необходимые книги или сдать уже прочитанные.
- Много времени занимает поиск книг, которые находятся в глубине полок.
- Продолжительное время тратится на инвентаризацию.
Основные моменты автоматизации библиотеки.
Книге при оприходовании или инвентаризации присваивается индивидуальный инвентарный номер, который записывается в базе данных библиотеки и числится за каждой конкретной единицей. На основании инвентарного номера книги формируются штриховые и QR кода для печати на этикетках. При применении RFID меток к инвентарному номеру книги сопоставляется цифровой код RFID метки. Для больших или корпоративных библиотек (технических архивов) можно сразу заказать тирах этикеток RFID меток и при проведении инвентаризации выполнять маркировку книг и запись меток в базу данных. Для небольших библиотек достаточно применения обычно бумажной этикетки и печати при необходимости на настольном принтере этикеток — купить настольный термотрансферный принтер этикеток.
На всех книгах наносится этикетки содержащие штрих-код с инвентарным номером. Это минимальный уровень автоматизации учета в библиотеке. Маркировка выполняется в процессе периодической инвентаризации и при пополнении библиотечного фонда новыми книгами. В бухгалтерии, этот процесс называется «ввод в эксплуатацию». При вводе книг в эксплуатацию им присваивается инвентарный номер, формируются этикетки, печатаются и наносятся на книгу. Процесс выдачи, приема и инвентаризации книг с применением инвентарных штриховых кодов значительно упрощается. Рабочие места библиотекарей оснащаются сканерами штриховых кодов, а для инвентаризации можно применять терминалы сбора данных (мобильные компьютеры). Можно даже организовывать места самообслуживания по типу как это делается в супермаркетах. Читатель самостоятельно может сканировать книги.
При считывании сканером штрих-кода информация о книге автоматически передается на ПК. Применение беспроводных сканеров штриховых кодов добавляет удобства и гибкости в работе сотрудникам библиотеки. Сканер не связан с компьютером кабелем передачи данных, что позволяет выполнять сканирование на большем расстоянии от компьютера.
Это значительно сокращает время книговыдачи и учета выдаваемых книг.
Для читательского билета печатается с помощью принтера этикеток штрих-код, с помощью которого можно будет потом идентифицировать каждого посетителя. Сканируя читательский билет, можно просмотреть историю посещений, какие книги выдавались и все ли возвращены вовремя.
Ускорить размещение и поиск книг на полках можно с помощью маркировки стеллажей и полок адресными этикетками. Чтобы автоматизировать операции учета и инвентаризации книг на адресных этикетках печатается штриховой код. Стеллажи и полки маркируются полипропиленовыми этикетками.
Для автоматизации инвентаризации библиотечного фонда необходим терминал сбора данных, а также свой уникальный штрих код для каждой книги. Далее дело техники. Вместо того, чтобы заносить данные о каждой книге в журнал, а затем сравнивать их с информацией, содержащейся в компьютерной базе данных, сотруднику библиотеки достаточно считать с помощью терминала сбора данных штрих-коды всех книг. Затем терминал сбора данных подключается к компьютеру, происходит сравнение фактического количества книг с их числом в базе данных. В итоге, на печать могут быть выведены результаты инвентаризации, а также перечень не найденных при инвентаризации книг.
Немаловажным при автоматизации библиотеки является обновление компьютерного парка и рабочих мест сотрудников библиотеки, и ее пользователей, а также приобретение лицензионных программ. Автоматизация библиотек значительно улучшает качество работы сотрудников и увеличивает скорость обслуживания.
RFID технология позволяет перевести автоматизацию учета в библиотеке на более совершенный уровень. Радиочастотная идентификация не отменяет применение штриховых кодов, а гармонично дополняет их. В первую очередь, RFID в библиотеке ценен значительным ускорением поиска. Для чтения RFID метки нет необходимости в прямой видимости, как со штриховым кодом. Эта особенность позволяет выполнять поиск книг в режиме «охота на лис». В мобильный терминал сбора данных выгружается список номеров для поиска и затем необходимо проходить между рядами считывая метки и находя искомые. Для сужения зоны поиска можно уменьшать мощность антенны, и точно определять местоположение книги. Дополнительная проверка выполняется по штриховому коду. Как правило все мобильные приложения для работы с RFID метками позволяет считывать и штриховые коды.
Свои запросы и вопросы присылайте на электронный ящик vostok@pkf.dp.ua, через форму обратной связи или звоните + 38 067 384-69-83.