Штрих-код — штриховой код
Штрих-код, полное название штриховой код — это самая распространенная технология цифровой идентификации.
Штриховой код (штрих-кодовая символика) представляет собой последовательность черных линий и белых промежутков четко определенных размеров, с помощью которых происходит кодирование цифровой и другой информации в удобной для машинного считывания форме. Каждая цифра или знак кодируется набором штрихов и промежутков по четко определенным правилам (стандарт штрих-кода). Для считывания штрих-кода используются сканер штрихового кода.
Существует два основных стандарта штрихового кодирования — линейные (одномерные или 1D) и двухмерные (2D) символики штрих-кодов.
- Линейными (одномерными) называются штрих-коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространенными являются следующие линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов — обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов, читаемых недорогими сканерами.
- Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).
Расшифровка штрих-кода товара
13-разрядный штрих-код системы EAN выглядит так, как показано на рисунке.
Цифры, помещенные под графическим изображением в приведенном штрих-коде, несут в себе следующую информацию:
- две цифры (иногда бывает три цифры) — означают код страны происхождения, т.е. код страны изготовителя или продавца продукта. Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN и не состоит из одной цифры;
- пять цифр — означают код предприятия — изготовителя или продавца продукции;
- пять цифр — это код товара, в котором: 1 цифра — наименование товара, 2 цифра — потребительские свойства, 3 цифра — размеры, масса, 4 цифра — ингредиенты, 5 цифра — цвет;
- одна цифра — контрольная цифра, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
- иногда указывается еще одна цифра, которая означает знак товара, изготовленного по лицензии.
Штрих-кодовая символика ITF-14
2D штрих-кодовая символика Data Matrix
Код Data Matrix от фирмы CiMatrix представляет собой двухмерный код, разработанный для размещения большого объема информации на ограниченной площади поверхности. Штрих-код Data Matrix может хранить от одного до 500 символов. Код можно масштабировать от 1-mil плотности до 14-дюймовой площади. Это означает, что код Data Matrix имеет теоретическую максимальную плотность 500 миллионов символов на дюйм! На практике, реальная плотность существенно ограничивается разрешающей способностью печатающих устройств (принтеров штрих-кода) и сканеров.
Код Data Matrix не так чувствителен к дефектам печати, как традиционный штрих-код. Схема кодирования Data Matrix имеет высокий уровень избыточности, это позволяет сохранять читаемость кода при его частичном повреждении или потере части кода. Data Matrix применяется для маркировки небольших предметов, таких как электронные элементы: процессоры, микросхемы, печатные платы, так же для маркировки электронных приборов, например — мобильных телефонов. Подробно о Data Matrix.
Государственные стандарты Украины и руководящие нормативные документы по штриховому кодированию и электронному обмену информацией (EDІ):
- ДСТУ 3145-95 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Общие требования.
- ДСТУ 3144-95 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Сроки и определения.
- ДСТУ 3146-95 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Маркировка объектов идентификации. Штриховые отметки EAN. Требования к построению.
- ДСТУ 3147-95 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Формат и расположение штриховых отметок EAN на таре и упаковке товарной продукции. Общие требования.
- ДСТУ 3148-95 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Система электронного обмена документами на снабжение продукции. Общие требования. КНД 50-051-95 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Выбор и применение штриховых кодов. Основные положения.
- ДСТУ 3356-96 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Маркировка объектов идентификации. Порядок присвоения, регистрации, пересмотра и отмены кодов EAN на продукцию.
- ДСТУ 3359-96 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Маркировка объектов идентификации. Качество печати штрихкодових отметок. Общие технические требования и методы контроля.
- ДСТУ3775-98 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Маркировка объектов идентификации. Штриховые отметки UCC/EAN-128. Идентификаторы применения. Общие требования.
- ДСТУ 3776-98 Коды и кодирование информации. Штриховая кодировка. Маркировка объектов идентификации. Код 128. Требования к построению.
Пример применения 2D-штих-кода на входе в кафе. В штрихкоде кодируются название заведения, телефон и адрес сайта. Посетители считывают информацию с помощью мобильного телефона с камерой. Большинство современных моделей телефонов распознают штрих-код автоматически. Для некоторых телефонов понадобится установка дополнительной программы.
В настоящее время штриховые коды EAN/UPC лежат в основе всемирной системы штрихкодовой идентификации, функционирование которой обеспечивается двумя крупнейшими специализированными международными организациями — GS1 (EAN International) и AIM Global. EAN была создана в 1977 году по инициативе производителей и дистрибьюторов двенадцати европейских стран. Европейская Товарная Нумерация (European Article Numbering) стала логическим развитием американской системы штрихкодовой товарной нумерации UPC, которая к тому времени уже использовалась в США и Канаде. На протяжении нескольких следующих лет к EAN присоединились страны Европы, Латинской и Центральной Америки, Азиатско-тихоокеанского региона. В 2002 году в EAN Іnternatіonal вступили созданный в США — Совет по унифицированному кодированию UCC (Unіform Code Councіl) и Канадский совет по электронной коммерции. После этого EAN Іnternatіonal в 2003 году получила новое наименование — GS1, то есть «Всемирная система», т.е. стала первой и единой организацией по стандартизации и унификации информационного сопровождения мировой торговли по всемирной системе стандартов EAN•UCC. На 2006 год в числе участников GS1 — 101 национальная ассоциация, которые представляют 103 страны. В Украине GS1 представлена ассоциацией GS1 Ukraine.
QR Code, как и любой другой представитель двумерных штрих кодов, использует матричную символику и оперирует следующими присущими ему характеристиками.
Формат:
- QR Code, имеет полный спектр возможностей и максимально поддерживаемый объем шифруемой информации;
- MicroQR Code, обладает укороченным заголовком и обрезанным объемом шифруемой информации.
Тип кодирования:
- numeric data (числовой, поддерживает цифры 0-9);
- alphanumeric data (альфа-числовой, поддерживает цифры 0-9, буквы верхнего регистра A-Z,9 спецсимволы: пробел, $ % * + — / :);
- byte data (битовый, по умолчанию ISO/IEC 8859-1);
- Kanji data (Кандзи упаковывается в 13 бит).
Данный QR-код содержит такую информацию: vostok.dp.ua, г. Днепр, ул. Калиновая,87.
Применение штриховых и 2D кодов значительно упрощает автоматизацию процессов учета в торговых и производственных предприятиях, позволяет прослеживать всю цепочку жизненного цикла продукции от сырья до утилизации и вторичной переработки.