Маркировка товара
Главным назначением маркировки является идентификация товара и доведение основных сведений о товаре до потребителя. Маркировка — это текст, условное обозначение, рисунок, штриховой код нанесенные на упаковку или товар.
Маркировка штриховым кодом позволяет оперативно идентифицировать товар, учитывать при погрузочно-разгрузочных работах, оприходовать или отпускать со склада, оценивать и переоценивать, отпускать потребителю. Оперативность доставки, упрощение учета, полный контроль над перемещением продукции внутри предприятия и в пути следования – главные аргументы в пользу маркировки товаров штриховым кодом.
Информационная маркировка — доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых законом «О защите прав потребителей».
В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию о товаре:
- адрес производителя (место нахождения);
- фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;
- наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превышает 0,9 %)
- о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;
- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.
Идентифицирующая маркировка — доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.
Мотивационная маркировка — воздействие маркировки товара на потребителей и мотивация покупки.
В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.
Маркировка товара штриховым кодом
Кроме обычных спецификаций, маркировка товара предусматривает нанесение на этикетку штрихового кода. Обычно штриховой код состоит из 8-13 символов, отображаемых в форме группы штрихов различной толщины. Каждый штрих обозначает цифру или букву.
Для распознавания штрих-кода без использования электронных сканеров, каждый штрих дублируется цифрой (буквой), расположенной внизу модуля. В мире на сегодняшний день существует около 50 стандартов штрихового кодирования. Однако активно используется лишь пять из них:
- EAN-13;
- код 39 (Code 39) высокой, средней и низкой плотности;
- код «2 из 5» (Interleaved 2-of-5);
- UPC;
- Code 128.
Регистрацией и присвоением штриховых кодов занимается организация GS1. При маркировке товара штриховым кодом важно соблюдать рекомендации — каким цветом печатать штрих-код.